наш ютуб-канал

  КУПИТЬ БИЛЕТ   ОЦЕНИТЬ

  

Методические рекомендации для руководителей театральных коллективов

 ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО КОСТЮМА

 

Л. Мельникова

            Сценический костюм всегда был тесно связан с творчеством художника. В России изучению феномена театра и сценического костюма посвятили себя  такие художники, как  Раиса  Захаржевская, Светлана Исенко, Вера Кузнецова, Мария Мерцалова, Вячеслав Зайцев, Александр Веселов и др.

            Костюм на сцене - это всегда  образ и чем ближе к образу  будет выполнен костюм, тем проще актеру работать на сцене. Являясь комплексом одежды (грим, прическа, аксессуары,  и т.д.), костюм становится средством перевоплощения актера,  а эстетически  полноценный сценический облик исполнителей необходим для более глубокого раскрытия художественного смысла исполняемых произведений.

            Создание грамотного сценического костюма очень важная задача, ведь костюм- это первое, что видит зритель и от профессионального цветового и конструктивного построения всей композиции зависит очень многое, так как костюм, обращенный к  массовому зрителю, доступный для его восприятия  способен выступать действенным средством художественно-коммуникативного диалога традиционного и современного костюма, без которого немыслимо духовное развитие любого  общества.

            Сценическое воплощение   народного костюма имеет свои особенности. Занимаясь проектированием сценического образа исторического костюма художнику необходимо  учитывать:

- идейно-образное содержание репертуара коллектива;

- жанровую направленность сценического действия;

- ансамблевое единство коллекции сценического костюма;

- соответствие костюма конкретной организации сценического пространства (камерность или огромное пространство сцены);

- разнообразие  исторического кроя костюмов разных регионов России (юг, центр, север);

- региональную специфику;

- удобство костюмов при движении и скорости переодевания;

- выбор тканей и аксессуаров для костюмов: колорит, несминаемость, прочность, легкость в стирке и утюжке, прочность окраски, устойчивость к свету и т.д.    Это одна из самых сложных задач и грамотное   её решение  - залог  успешной работы.

             При выборе цвета ткани  и аксессуаров  необходимо учитывать:

-  свойства цвета, такие как «выступание», «отступание», яркость, легкость, тяжесть, чистота и т.д.;

- сочетание цветов в композиции костюма. В композиции костюма  может быть не более трех основных цветов, (например: красный, желтый, синий). В случае использования художником более трех основных цветов,  костюм  смотрится «серым» и невыразительным;

- соответствие цветов композиции колориту традиционного народного  костюма;

-  взаимодействие цвета костюма с цветом кожи актера. Так, «теплые» цвета в случае, если актер уже немолод  придают лицу землистый оттенок. Красный цвет и золотая парча, как правило, идет только молодым;

- взаимодействие с дневным или искусственным светом.

             В смету расходов на пошив костюмов для актеров входят:

- оплата  работы художника, создающего эскиз костюма;

- стоимость материалов и аксессуаров;

- оплата работы по закупу материалов и аксессуаров и транспортные расходы;

- оплата  работы закройщика и портного;

- услуги  банка (в случае перечисления денег через банк); 

- оплата работы бухгалтера;

- в стоимость работы входят 1 или 2 промежуточные примерки.

            Как отмечает автор статьи «Хороший костюм дорогого стоит»  в журнале «Праздник» № 7 от 2004 года: «Стоимость костюма вытекает из сложности заказа, сроков исполнения, необходимости дополнительных эскизов, а также полного объема работ. Поэтому говорить о некой «средней стоимости» трудно. Если Вы зададите такой вопрос специалисту, он, скорее всего, посоветует исходить из той суммы, которой Вы  располагаете. То есть, можно заказать костюм простого кроя, скромной отделки, без особых украшений – и это будет одна цена, которая начнется увеличиваться с каждым новым изыском и «наворотом».

            Работа над сценическим костюмом не терпит поверхностного отношения и  требует определенных навыков, знаний, мастерства, фантазии и вкуса. Подлинная работа над костюмом включает в себя и знание эпохи и доскональное знакомство с историей, материальной культурой, особенностями быта, что возможно, если  художник постоянно  привлекает для своей работы  литературный и исторический материал.

                                    
СПИСОК    РЕКОМЕНДУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

Бердник Т.О. , Неклюдова Т.П. Дизайн костюма.- Ростов-на-Дону. Феникс, 2000.

Боулт  Джон. Художники русского театра.- М.: Искусство, 1991.

Градова К. , Гутина Е. Театральный костюм. - М.: ВТО,  1976.

Джексон Ш. Костюм для сцены.- М.: Искусство, 1984.

Дмитриева Н.А. Загадки мира моды. - Донецк.:  Сталкер, 1998.

Дудникова Г.П. История костюма.- Ростов-на-Дону: Феникс,  2001.

Ефимова Л. Русский народный костюм. Государственный исторический музей- М., 1989.

Журнал «Народное творчество» - М. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены.-  М., Советская Россия ,1973.

Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое  воплощение. - М.: Профисздат,   1999.

История костюма: от А до Я. – М.: Аргументы и факты, 2004.

Каминская Н.М. История костюма.-  М.,  1977.

Киреева Е.В. История костюма.- М.: Просвещение, 1976.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. - М. Энциклопедия, 1995.

Костюм – вещь и образ в русской литературе Х1Х века. – М.: Книга, 1989.

Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах  Х1Х- начала ХХ века.- М.:  Наука, 1984.

Маслова Г.С.  Орнамент русской народной вышивки. -  М.: Наука, 1978.

Мерцалова М. Поэзия народного костюма. -   М., Молодая гвардия, 1975 и 1988.

Нерсесов  Я.Н.  Я познаю мир. – М.: АСТ, 1998.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.:  Легпромбытиздат, 1997.

Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.-  М.: Легпромбытиздат, 1994.

Рогов А.П. Черная роза. – М.:  Современник, 1986.

Соснина Н. Шангина И.  Русский традиционный костюм // энциклопедия. -   СПб.: Искусство, 1988.

Самодеятельный театр. -   М.:  Молодая гвардия, 1999.-  3  номер.

Стриженова Т. Из истории советского костюма . Мск Легпромбытиздат   1973

Шульгина А.Н. Костюмы для художественной самодеятельности. – М.: Профиздат, 1976.

  • Всё о нас
  • Афиша. Планы мероприятий
  • Билеты
  • Услуги
  • Театральный сезон
  • Положения
  • История театра в Чунском
  • Театральные коллективы
  • Фото
  • Для родителей
  • Для руководителей
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные акты по противодействию коррупции
    • Методические материалы
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Всё о нас
  • Афиша. Планы мероприятий
  • Билеты
  • Услуги
  • Театральный сезон
  • Положения
  • История театра в Чунском
  • Театральные коллективы
  • Фото
  • Для родителей
  • Для руководителей
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные акты по противодействию коррупции
    • Методические материалы
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
               

+7 (39567) 2-16-90

+7 (39567) 2-17-20

Муниципальное бюджетное учреждение "Центр театрального творчества "ЛиК" Чунского муниципального округа" (р.п.Чунский, ул. Ленина, зд. 51)